Каким бывает допинг: пиво, вентолин и электрический ток
Японский конькобежец Кей Саито (Kei Saito) стал первым участником Олимпиады в Пхенчхане, провалившим допинг-тест. В его пробах был обнаружен диуретик ацетазоламид, присутствие которого может указывать на желание вывести из организма стимуляторы или же просто сбросить вес. Ацетазоламид входит в список препаратов, запрещенных к использованию Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА).
Сам спортсмен удивлен результатами тестирования и отрицает, что он когда-либо принимал запрещенный препарат. Он и представители японской сборной отмечают, что приобрести лекарство в стране достаточно сложно – оно продается только по рецепту.
Насколько распространено использование допинга?
Впервые допинг-контроль на Олимпиаде провели в 1968 году – на играх в Мехико и Гренобле. Первым спортсменом, который был отстранен от участия в Олимпиаде из-за обнаружения в его организме запрещенных веществ, стал шведский пятиборец Ханс-Гуннар Льенволл (Hans-Gunnar Liljenwall). Во время Олимпиады в Мехико в 1968 году в его моче обнаружили следы алкоголя: оказалось, что за 2 часа до стрельбы он выпил две бутылки пива «для успокоения нервов». Тогда шведской команде пришлось вернуть выигранную командой бронзу, а третье место перешло к французам.
Эксперты ВАДА рассказывают, что сейчас на каждой Олимпиаде берется несколько сотен образцов мочи и крови, а 1-2% из этих проб оказываются положительными. Они предполагают, что количество спортсменов, применяющих запрещенный препараты, в действительности в несколько раз больше.
В одном из исследований, опубликованном в журнале Sports Medicine, приводятся данные, что почти 57% элитных спортсменов (в исследовании анонимно опросили несколько тысяч атлетов), применяют запрещенные стимуляторы. Это подтверждается результатами другого исследования, обнародованными немецким каналом ARD. В нем говорится, что среди допинг-проб, взятых у 2000 золотых медалистов, участвовавших в международных лыжных соревнованиях, хотя бы одна оказалась положительной у 46% спортсменов. 50 из них, кстати, принимают участие сейчас в Олимпиаде-2018.
Громкий допинговый скандал, приведший к тому, что сборная России не была допущена на Олимпиаду в Южной Корее, а спортсмены, которым все же разрешили выступать, вошли в команду под названием «Олимпийские атлеты из России», должен был стать устрашением для всех остальных спортсменов, использующих запрещенные препараты. Этого, однако, не произошло. Подтверждение тому – случай с японским конькобежцем в самом начале Игр, а также результаты анонимных опросов и исследований – масштабы проблемы поистине огромны.
Зачем использовать допинг?
Херман Понцер (Herman Pontzer), занимающийся изучением энергетиков и стимуляторов в Хантеровском колледже (Hunter College) отмечает в интервью изданию Vox, что распространено заблуждение о том, что спортсмены принимают допинг для того, чтобы быть сильнее или быстрее бежать.
Несмотря на то, что небольшая часть атлетов, действительно принимает запрещенные препараты именно для этого, остальные преследуют вовсе другую цель. В действительности же стимуляторы помогают обмануть мозг и заставить организм тренироваться даже тогда, когда кажется, что все ресурсы исчерпаны. В результате спортсмены, принимающие допинг, начинают тренироваться интенсивнее, чем до начала приема стимуляторов.
С ним согласен Майкл Джойнер (Michael Joyner) из Клиники Мейо (Mayo Clinic), который уверен, что допинг не может помочь ленивым и бесталанным спортсменам показать нереальные результаты. Он дает возможность тем, кто и так интенсивно тренируется, тренироваться еще больше.
Как вносят препараты в запрещенный список?
В список ВАДА вносятся «субстанции и методы, использование которых запрещено в любое время (как в соревновательный, так и во внесоревновательный период) во всех видах спорта, а также субстанции, использование которых запрещено только в соревновательный период или только в определенных видах спорта». Перечень пересматривается не реже раза в год, а методы или субстанции вносятся в него на основе ответов на три основных вопроса:
- Улучшает ли их использование результаты?
- Может ли их использование навредить здоровью?
- Противоречит ли их использование спортивному духу?
Бывает ли разрешенный допинг?
Немало спортсменов вынуждены принимать те или иные лекарства из-за сопутствующих заболеваний. Среди побочных действий таких препаратов – увеличение продуктивности и выносливости. В 2017 году стало известно, что многие норвежские лыжники, входившие в команду, используют препарат от астмы, хотя не все они действительно страдают этим заболеванием. Так, Мартин Йонсруд Сундбю (Martin Johnsrud Sundby) из-за того, что в его допинг-пробах на 35% была увеличена концентрация сальбутамола (вентолина) – распространенного противоастматического препарата, был лишен титулов, завоеванных им в сезоне 2014-2015 года. Дисквалификация, впрочем, длилась всего два месяца. Норвежские журналисты уже сообщили, что на эту Олимпиаду сборная страны взяла с собой около 6000 доз вентолина.
Еще одна популярная тактика – использование микродоз запрещенных препаратов, которые быстро выводятся из организма. Впрочем, эксперты до сих пор не уверены, действительно ли такие количества веществ работают, либо их действие обеспечивается эффектом плацебо.
Сравнительно новым способом увеличения продуктивности является использование транскраниальной микростимуляции, которая предположительно может улучшить результаты. Такая терапия, в ходе которой стимулируются определенные участки головного мозга, уже широко используется для лечения болезни Паркинсона и эпилепсии, а в последнее время начала применяться и в тренировочном процессе. Разработчики приборов для такой стимуляции отмечают, что это устройство для эффективных тренировок, а мгновенного улучшения результатов с его помощью достичь невозможно. Специалисты ВАДА пока такие устройства в свой перечень вносить не спешат.
Наука развивается, а научные открытия используются в том числе и для достижения новых результатов: углепластиковые лыжи едут лучше деревянных, аэродинамические спортивные костюмы позволяют конькобежцам ехать быстрее, а новые препараты действуют так, что их невозможно обнаружить с помощью существующих тестов.
Вполне вероятно, что допинг в спорте будет существовать всегда, а гонка между создающими его людьми и теми, кто борется с его использованием, будет вечной.